Пролистать
свежий номер

№ 10 (908)
1-15 июня
2016 г.

 

Все про аквапланирование

Опубликовано: 17.04.14

Какие ассоциации приходят в голову при слове «аквапланирование»? Например, полет на параплане над водной гладью. Или легкое скольжение по волнам. Отчасти это так и есть. Это своего рода «парение», скольжение, только на автомобиле, и не по волнам, а по лужам. И явление это крайне опасное.

Если говорить научными терминами, то аквапланирование – это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины с дорожной поверхностью. Если говорить простым языком, то между колесами и дорогой появляется своеобразная водяная прослойка, вследствие чего частично или полностью теряется сцепление с асфальтом, и автомобиль как бы скользит по этой водной глади. При этом машина становится трудноуправляемой или неуправляемой вовсе.

ПРИЧИНЫ АКВАПЛАНИРОВАНИЯ

Аквапланирование может возникнуть во время обильных дождей, когда по дорогам просто несутся потоки воды, а также при проезде лужи. Поэтому данная тема актуальна и сейчас, весной, и летом с осенью.

Причины, по которым возникает данное явление, могут быть разными, но, тем не менее, практически все они возникают вследствие ошибки водителя. Вот основные из них:

- высокая скорость движения по мокрой дороге или при заезде в лужу;
- неправильно подобранное давление в шинах;
- изношенный протектор (маленькая остаточная глубина);
- нарушенные регулировки подвески;
- неровности на мокрой дороге (яма с лужей) и неравномерная толщина водного слоя.

Самой распространенной причиной возникновения аквапланирования является несоблюдение соответствующей скорости движения на мокрой дороге или при наличии глубоких луж. Многочисленные испытания показывают, что аквапланирование обычно возникает при скорости 70-100 км/ч. То есть если на такой скорости вы заедете в лужу, то велика вероятность, что ваш автомобиль «поплывет». Но быть уверенным в том, что на меньшей скорости все пройдет отлично, тоже нельзя. Ведь есть еще и много других факторов, о которых мы говорили выше. Вы будете придерживаться 60 км/ч, но в луже, например, окажется яма или неровность, которая и вызовет «скольжение».

Одним из способов снизить риск возникновения аквапланирования является установка дождевых шин. Они имеют специальный рисунок протектора, каналы которого призваны отвести как можно больше воды из пятна контакта колеса с дорожным покрытием. Отличить такие покрышки можно с помощью нанесенной на боковину пиктограммы, изображающей дождь, или слов rain (дождь), aqua или water (вода) в названии шины.

Только учтите, что, во-первых, качественные дождевые покрышки стоят дорого, а дешевые некачественные вам просто не помогут. Во-вторых, они способствуют лучшей управляемости автомобиля только в мокрую погоду – на сухой же дороге управляемость становится хуже, так как уменьшается площадь пятна контакта колеса с дорогой вследствие увеличения количества канавок для отвода воды. В-третьих, они более шумные. Ну и, наконец, если вы ездите в дождливую погоду только по городу и с небольшой скоростью, то, по сути, такие колеса вам не нужны.

ДЕЙСТВИЯ ПРИ АКВАПЛАНИРОВАНИИ

Если все-таки неожиданно вы почувствовали, что при заезде в лужу автомобиль перестал вас слушаться, не нужно паниковать. Запомните самое главное – ни в коем случае не пытайтесь резко затормозить. Это как при гололеде – резкое торможение может привести к заносу. Поэтому сразу же отпускаем педаль газа и тормозим только двигателем, ну или кратковременными небольшими нажатиями на педаль тормоза.

Не пугайтесь, если руль выскочит из ваших рук. В момент попадания одного или нескольких колес в воду, резко увеличивается сопротивление движению и снижается скорость автомобиля. Все это может сопровождаться сильным ударом, который и выбьет руль. Отсюда вывод: держать рулевое колесо всегда нужно двумя руками, особенно при заезде в лужу. Руль может выскочить и в тот момент, когда одно из колес уже коснулось твердого дорожного покрытия, в то время как другое еще «плывет». Так что будьте готовы.

Также возможен занос автомобиля. Такое бывает, когда водитель, пытаясь скоординировать движение машины по воде, поворачивает руль. Поначалу машина никак не среагирует, но при соприкосновении шин с твердой поверхностью ее может занести в сторону повернутых колес. Чтобы этого избежать, корректируйте движение автомобиля небольшими короткими поворотами руля, сразу после этого возвращая колеса в прямое положение. Так у вас, возможно, получится избежать резких рывков в сторону.

Однако, зная теперь, как вести себя при аквапланировании, не стоит все-таки провоцировать его возникновение. Сбавляйте скорость при прохождении луж, следите за состоянием колес и подвески вашего автомобиля, и тогда участвовать в «заплыве» вам не придется.

Екатерина СМОЛЯКОВА

Оставить комментарий