Пролистать
свежий номер

№ 10 (908)
1-15 июня
2016 г.

 

Смелость в шаре

Опубликовано: 26.12.13

Недавний мой поход в цирк принес мне немало впечатлений: помимо традиционных цирковых номеров вниманию зрителей был представлен и номер с участием мотоциклистов – так называемый «Шар смелости». И вот тут и возникла мысль разузнать об этом цирковом искусстве подробнее: ведь кто-то же это когда-то придумал… а кто-то поддержал и продолжил!

Трюки и цирковые номера на мотоциклах обрели жизнь еще в начале 20 века, когда двухколесный транспорт получил популярность среди людей. Начиналось все с простых номеров, таких как езда по кругу с исполнением различных акробатических упражнений. А потом, со временем, циркачи придумывали все новые и новые трюки, от которых захватывало дух. Одним из таких номеров и был «Шар смелости», автором которого является талантливый изобретатель и конструктор Петр Никифорович Маяцкий.

ВЕЛИКИЙ ЦИРКАЧ

Поначалу Петр Маяцкий выступал как акробат-эксцентрик, силовой акробат и как иллюзионист. Но, прекрасно владея мотоциклом, он мечтал вывести его на арену, чтобы продемонстрировать на нем необыкновенно лихую езду. И вот в 1937 году Маяцкий (ему шел тогда тридцать второй год) создает групповой аттракцион «Мотогонки по наклонному треку».

Над манежем сооружался круговой трек, наклоненный к арене под углом в 45 градусов. Мотоциклы неслись по нему с бешеной скоростью. Партнеры Маяцкого на полном ходу строили сложные акробатические пирамиды: бросая руль, ехали, стоя на седле, перепрыгивали с машины на машину. Разумеется, ведущим участником этих очень опасных гонок был и сам Маяцкий.

ПОДВИГ ВО ИМЯ ИСКУССТВА

Но неугомонный артист-изобретатель на этом останавливаться не хотел и обдумывал номер еще более смелый и сложный. Петр Никифорович решил построить шар больших размеров. Гигантский сетчатый шар, составленный из двух отдельных полусфер, должен был висеть высоко над ареной, и мотоциклисты совершали бы в нем стремительные виражи во всех направлениях.

Аттракцион казался настолько необычным, даже фантастическим, что цирковое начальство в Москве никак не решалось включить его в программу. Премьера состоялась лишь в 1950 году в цирке-шапито Днепропетровска. В нем участвовала и семья Маяцкого: его жена Надежда Романовна и сын Вячеслав. Позже в номере стала работать и дочь Петра Никифоровича Марина.

Кто хоть раз видел это захватывающее зрелище, тот уже никогда не мог забыть его. Артисты поднимались в шар к мотоциклам, и начиналась бешеная гонка по внутренней поверхности шара. Ярко освещенные машины неслись по горизонтали и вертикали, на встречных виражах, выписывали восьмерки и «мертвые петли», повисая вниз головой. Маяцкий несся с завязанными глазами; при этом дочь Марина стояла у него на плечах. Демонстрировались также гонка с фейерверком и гонка за лидером, когда один из артистов пересаживался на велосипед и стремглав летел вслед за мотоциклом.

Финал номера был особенно эффектным: в тот момент, когда мотоцикл Петра Маяцкого мчался по экватору шара, последний вдруг размыкался. Нижняя половина его начинала медленно опускаться. А под куполом цирка, по самому краю верхней полусферы, бесстрашный гонщик все так же кружил и кружил, но теперь уже над разверзнувшейся пропастью. Космонавт Павел Попович, посмотрев аттракцион «Шар смелости», назвал его подвигом во имя искусства.

НЕОЖИДАННЫЙ ИСХОД

Петр Маяцкий никогда не жаловался на здоровье, шутил: «Мое сердце работает также надежно, как мотоциклетный мотор». Но умер именно «от сердца», внезапно, весной 1968 года, в возрасте шестидесяти трех лет.

Надежда Романовна Маяцкая решила сохранить аттракцион. Ее отговаривали, никто не верил, что номер, который далеко не каждому мужчине под силу, может стать чисто женским. Надежда и Марина Маяцкие репетировали по восемь часов в день и победили, вернули аттракцион к жизни.

Но до поры до времени: в очередном выступлении цепи не выдержали, и шар рухнул на арену вместе с мотоциклистками – они получили тяжелые травмы. Аттракцион «Шар смелости» прекратил свое существование.

Повторить «Шар смелости» в России больше никто так и не смог. Сегодня шары не подвешивают под купол, а размещают на арене. Усложнение идет другого рода – в центре сферы стоят люди – здесь тоже требуется недюжинное мастерство. Одним из последователей Маяцкого, кто не испугался заехать в шар, является и Александр Логинов, артист Московского цирка.

ПО СТОПАМ МАЯЦКОГО

Александр и его напарники по трюку Геннадий и Сергей – с разных городов России. Каждый из них в детстве не раз катался на роликовых коньках, велосипеде или, максимум, на мопеде и никто, наверное, даже не задумывался, что в будущем они станут выполнять опасный трюк – втроем ездить в одном «Шаре смелости». Кстати, не так давно ребята взяли «золото» на Московском Международном Фестиваль-конкурсе циркового искусства.

- Александр, расскажите, как вы попали в цирк?

- В детстве я занимался многими разными вещами, многое умел, в том числе и акробатические упражнения и трюки. И как-то однажды понял, что хочу выступать в цирке. И, как говорится, взял, да и пришел туда в качестве акробата.

- А как переквалифицировались с акробатики на мотоциклы?

- Как-то я познакомился с колумбийцами, которые выполняли подобные номера – в частности исполняли «американское колесо смерти». Это когда устанавливается металлическая конструкция высотой около 8 метров, которая напоминает огромный символ бесконечности с кольцами на концах. А несколько сильных гимнастов раскручивают конструкцию и на огромной высоте и скорости выполняют трюки и упражнения на внутренней и наружной части колец. Я с ними немного поработал и понял, что и мне пора создать свой номер с мотоциклами.

- То есть можно сказать, что эти колумбийцы стали вам учителями?

- Скорее, они дали старт для моей новой деятельности.

- А ребята, напарники, как попали в Ваш номер?

- А я их специально искал – нужны были талантливые молодые люди, способные преодолеть свой страх, ну и, соответственно, умеющие управлять мототехникой.

- А какие мотоциклы вы используете для номера?

- Как правило, это кроссовые легкие мотоциклы с небольшим объемом двигателя – 85 куб.см. Мы, в частности, ездим на технике марки КТМ.

- Как часто проверяете техническое состояние своей техники?

- Обычно перед каждым выступлением. Ведь от того, в каком состоянии будет мотоцикл, зависит не только качество нашего номера, но и наши здоровье. Поэтому обязательно проверяем детали, цепь, слушаем, как работает двигатель.

- Александр, пространство в шаре очень ограниченное. С какой скоростью вы там передвигаетесь с ребятами?

- Всегда по-разному. Можем ехать со скоростью 2-3 км/ч. А можем разгоняться и до 50-60 км/ч. Правда, с такой скоростью получается ехать всего несколько секунд, потому что долго ее не удержишь в подобных условиях. Да и опасно это.

- Значит, одно из правил езды в шаре – сильно не разгоняться. А еще можете назвать?

- Не подрезай напарников и резко не останавливайся на стене. К тому же нужно постоянно контролировать свои эмоции, ведь такой опасный номер – это куча адреналина, который может даже навредить. А вообще, это только со стороны кажется, что внутри сферы так просто ездить. На самом деле нужно много и упорно тренироваться и, конечно, знать законы физики.

- Александр, случалось ли Вам получать травмы, находясь в шаре?

- Конечно! Травм было очень много. В основном это кисти рук, плечи, ноги. Не раз случалось падать внутри шара во время репетиций. Хотя и не в шаре тоже падал. Было время, когда я примерно год не работал с этим номером. И вот на очередном выступлении выехал из шара и решил сделать свечку на мотоцикле – встать на переднее колесо. И не знаю, что там случилось, но мотоцикл завалился на меня сзади. И я ничего не мог сделать: мои ноги находились возле «вилки», и мне порвало на них связки. Но сейчас снова жив, здоров и бегаю!

- А за пределами цирка на мотоцикле ездите?

- Раньше, когда еще не выступал с данным номером, ездил. А потом как начал ездить в шаре, перестал – эмоций и адреналина стало хватать с головой.

- Готовы ли вы посвятить «Шару смелости» всю свою жизнь?

- С данным номером я начал выступать примерно 7 лет назад – тогда мне было всего 23 года. Если честно, однозначно ответить не могу – как пойдет. До пенсии навряд ли получится этим заниматься, но в ближайшем будущем бросать не собираюсь – пока есть силы и возможности, буду выступать!

- Ну и последний вопрос: голова во время выступления не кружится?

- Раньше поначалу кружилась. Но сейчас уже привык.

Что ж, судя по последнему ответу Александра, ему смело можно идти в космонавты. Или хотя бы в летчики. Хотя профессия циркача – не менее романтична. Тем более, если в ней, к тому же, находится место и мотоциклам.

Екатерина СМОЛЯКОВА (с использованием материалов Г. Черненко)

Оставить комментарий