Пролистать
свежий номер

№ 10 (908)
1-15 июня
2016 г.

Системы противопожарной безопасности инструкция по проведению противопожарного.
 

Системы безопасности: система курсовой устойчивости

Опубликовано: 06.03.14

В продолжение темы о безопасности рассмотрим систему курсовой устойчивости автомобиля, которая призвана предотвратить ДТП. Нужно сказать, что система эта действительно во многом помогает водителю, корректируя курс движения машины. Но как именно она работает, знают немногие.

Для начала давайте разберемся в названиях. Дело в том, что все мы привыкли, что система курсовой устойчивости обозначается аббревиатурой ESP (Electronic Stability Programme), и некоторые пребывают в растерянности, не обнаружив ее в списке автомобильных опций конкретной модели. А ведь такое название применяется на большинстве автомобилей в Европе и Америке, но, заметьте, не на всех. Так, в машинах марки Kia, Honda, Hyundai она может именоваться ESC (Electronic Stability Control), Rover, BMW, Jaguar – DSC (Dynamic Stability Control), Volvo – DTSC (Dynamic Stability Traction Control), Toyota – VSC (Vehicle Stability Control), Nissan, Subaru, Infiniti – VDC (Vehicle Dynamic Control), Acura, Honda – VSA (Vehicle Stability Assist).

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ESP

Итак, система курсовой устойчивости помогает сохранить устойчивость и управляемость автомобиля, благодаря анализу ситуации. Проще говоря, она постоянно сравнивает движение машины и действия водителя. Если между ними будет замечено различие, то система воспримет это как критическую неконтролируемую ситуацию и вступит в действие. Если говорить еще проще, то она заработает при несоответствии положения руля и движения автомобиля и поможет избежать дорожно-транспортного происшествия. Такое возможно, например, при заносе.

Для проведения такого масштабного анализа система курсовой устойчивости снабжена множеством датчиков, отслеживающих параметры движения автомобиля: включение стоп-сигнала, угол поворота рулевого колеса, давление в тормозной системе и другие. Все физические параметры переводятся в электрические сигналы, которые передаются в блок управления системы.

Стоит заметить, что ESP является глобальной системой, которая включает в себя несколько других, более мелких и узконаправленных: например, антиблокировочную систему тормозов (ABS), антипробуксовочную систему (ASR), систему распределения тормозных усилий (EBD), электронную блокировку дифференциала (EDS) и другие. После получения электронных сигналов, система курсовой устойчивости через вспомогательные системы активно воздействует на определенные детали автомобиля, изменяя параметры его движения. Проще говоря, для исправления критической ситуации может быть применено, например, подтормаживание колесами (всеми или каким-то одним), поворот колес, изменение крутящего момента двигателя, изменение степени жесткости амортизаторов, отключение или включение определенной передачи и так далее. После восстановления правильного движения автомобиля (совпадающего с положением рулевого колеса и действиями водителя), система отключается.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ESP

Помимо вышеперечисленных вспомогательных систем, ESP может также включать в себя так называемые программные расширения, которые сами по себе существовать не могут. Рассмотрим самые распространенные из них.

Система предотвращения опрокидывания (ROP – Roll Over Prevention).

Она включается при возникновении угрозы опрокидывания. Помогает избежать критической ситуации, подтормаживая передними колесами и снижая крутящий момент двигателя.

Система предотвращения столкновения (Braking Guard).

Такая система может работать только в тех автомобилях, где установлен адаптивный круиз-контроль. В случае угрозы столкновения она обычно предупреждает водителя об опасности специальными звуковыми и световыми сигналами. А в дальнейшем может применить экстренное торможение с помощью повышения давления в тормозной системе.

Система повышения эффективности тормозов при нагреве (FBS – Fading Brake Support или Over Boost).

Как известно, в случае перегрева тормоза становятся менее эффективными, так как значительно снижается сцепление между колодками и дисками. Данная же система призвана восполнить недостаточное сцепление с помощью увеличения давления в тормозном механизме.

Система удаления влаги с тормозных дисков.

Данная система пригодится в случае движения в дождь или по мокрому дорожному покрытию. В таких условиях всегда рекомендуется просушивать тормоза, так как на дисках и колодках скапливается влага, что мешает эффективному торможению. Система удаления влаги с тормозных дисков делает это самостоятельно, кратковременно повышая давление в тормозном приводе – в результате трения колодок и дисков влага испаряется.

Система стабилизации автопоезда.

Данная система может быть использована на автомобилях, которые оборудованы тягово-сцепным устройством. Благодаря ей предотвращается рысканье прицепа с помощью подтормаживания колес или снижения крутящего момента.

Как видите, система курсовой устойчивости автомобиля – крайне полезна не только для начинающего, но и для опытного водителя. Но, к сожалению, устанавливается она, как правило, на дорогие машины, и оценить ее преимущества не у всех получается. Но, учтите, что ESP не панацея от беды. Очень многое зависит и от вас. Совершая очередной маневр, помните об этом.

Руслан АНТОНОВ

Оставить комментарий