Пролистать
свежий номер

№ 10 (908)
1-15 июня
2016 г.

 

Путь-дорожка, фронтовая…

Опубликовано: 04.05.08

За окном распустилась листва на деревьях. Немного раньше обычного пришла весна в этом году. Месяц май… Который радует всегда тёплыми днями, расцветающей природой и приятными заботами. Месяц, который подарил нам самый главный праздник для нас, самый долгожданный и самый дорогой… Двадцать шесть миллионов наших соотечественников отдали свои жизни ради Победы, ради нас с вами. Земной поклон вам, и всем ветеранам. Всем тем, кто ковал Победу на фронтах и в тылу. Спасибо за то, что мы есть, за наше мирное небо, за нашу Родину, за наш город – Набережные Челны, за КАМАЗ. За всё то, чего не было бы без вас…

В этом номере хочется рассказать о тех, кто вынес тяжесть этой войны на своих плечах. О тех, кто трудился в тылу в тяжелейших условиях. О тех, кто поднимался в атаку, вёл свой танк в бой или в крутом пикировании заходил в хвост «мессеру». О сапёрах, моряках, артиллеристах. Их много, очень много, о ком можно рассказать. Для этого и целой книги не хватит. Но наш журнал небольшой и скромноват для такой задачи. Вот и решил я написать об автомобилях, на которых воевали наши деды – фронтовые шофера. Тем более журнал наш автомобильный.

Мой дед, Газиз Вахапович, всю войну прошёл, а вернее проехал на своём грузовике. Уже зрелым мужиком, будучи вторым водителем, в своей деревне, стал он фронтовым шофёром, старшиной автороты. Спустя всего четыре дня после начала войны, 26 июня 1941 г., он уже надел военную форму, а домой вернулся только в октябре 1945 года. Возил грузы на передовую, участвовал в освобождении Гжатска и Вязьмы, за что получил медаль «За боевые заслуги». За участие в освобождении Смоленска получил первый орден «Красная звезда». Освобождал Латвию, Польшу. Чуть не утонул при форсировании Одера. И брал Берлин, за что получил второй орден «Красная звезда» и медаль «За взятие Берлина. К сожалению, я своего деда уже не застал, все, что знаю о нём, мне рассказали родственники, либо прочитал в газетных статьях. Здесь я кратко рассказал о своём деде, а ведь таких, как он, были миллионы…

К сожалению, сказать, на какой машине воевал мой дед, я не могу. Хотя родные говорят, что это была «полуторка». Но ведь большинство из нас все советские машины той поры называют «полуторками». Что ж, думаю, что со знаменитой «полуторки» и следует начать рассказ об военных автомобилях.

Под народным названием «полуторка» скрываются автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Эти, теперь уже ретро авто, можно увидеть в экспозиции набережночелниского Музея Автомобильных войск, причём в хорошем состоянии. Обе эти машины широко применялись в тридцатые годы и во время Великой Отечественной войны. Свою родословную они ведут от американского «Форд-АА». Поначалу собирали эту марку из импортных комплектующих с 1929 по 1931 год на заводе «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде. А с 1932 года начал работу там уже завод-гигант НАЗ. Тогда покупали целые заводы с технологиями полного цикла производства, не то, что сейчас, когда из турецких, бразильских или китайских комплектующих собирают машины. Как выразился один из советских руководителей тех лет, «мы пришили пальто к пуговице». Таков был рост нашей промышленности. После того, как город переименовали в Горький, и завод (и, следовательно, марка автомобилей) стал называться ГАЗ. Первая модель автозавода, ГАЗ-АА, имела четырёхцилиндровый двигатель рабочим объёмом 3,285 литра, четырёхступенчатую КПП с сухим однодисковым сцеплением. Скорость до 70 км/ч. Подвеска была зависимая, рессорная. Причём на передней оси рессора была поперечная. Рабочий тормоз имел механический привод. Из горьковских комплектующих собирали эти автомобили также в Москве, на заводе КИМ (Коммунистического интернационала молодёжи). В 1938 году провели модернизацию. Повысили степень сжатия в двигателе, благодаря чему его мощность увеличилась с 42-х до 50-ти л.с. Данная модель получила наименование ГАЗ-ММ. К началу войны в Красной Армии числилось 151100 автомобилей данных двух марок.

С 1933 года в Москве на заводе имени И.В. Сталина начал производиться автомобиль ЗИС-5. Его военный вариант ЗИС-5В стал, пожалуй, самым массовым автомобилем нашей армии в Великую Отечественную войну. Сама машина являлась дальнейшим развитием прежних автомобилей АМО-2 и АМО-3, которые, в свою очередь, были созданы на основе Американского грузовика «Отокар -5А». Как видно, Соединённые Штаты Америки внесли серьёзный вклад в становление нашего автомобилестроения. Дело в том, что после революции, из всех западных стран, только США поддерживали деловые отношения с Советским Союзом.

По сравнению с ГАЗ-АА, ЗИС-5 имел вдвое большую грузоподъёмность. Шестицилиндровый двигатель имел объём 5,555 литра, развивал мощность до 73 л.с. и скорость до 60 км/ч. Грузоподъёмность 3000 кг. Тормозной привод был механический, на все колёса. Подвеска зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах. На базе ЗИС-5 были разработаны полугусеничные автомобиль ЗИС-6, ЗИС-22, ЗИС-42. С 1942 года ЗИСы начали производить в Ульяновске (Этот завод теперь называется УАЗ), а с1944 - и в Миассе (ныне это завод УРАЛАЗ). 104200 автомобилей ЗИС-5 было в нашей армии на начало войны.

Отличительной чертой грузовиков марки ГАЗ и ЗИС, выпускавшихся в военное время, стало упрощение их конструкции. В целях уменьшения расхода дефицитных материалов и снижения трудоёмкости, на этих машинах устанавливали одну фару (слева), тормоза только на задних колёсах. Вместо металлической кабины простая деревянная, с дерматиновой крышей и откидными пологами взамен дверей, бампер отсутствовал. У кузова только один откидной борт (задний), крылья простой угловатой формы. Суровые и аскетичные были условия труда у военных шофёров.

Ярославский Моторостроительный завод до войны производил автомобили, хотя и в очень ограниченных количествах (по сравнению с ГАЗ и ЗИС). В армию поступали двухосный ЯГ-6 и трёхосный ЯГ-10. Конструкция их была отечественной разработки. Только двигатели на них ставились либо марки ЗИС, либо импортный «Геркулес». У ЯГ-6 были тормоза только на задние колёса, зато их механический привод имел вакуумный усилитель. В трансмиссии применялась четырёхступенчатая КПП с сухим двухдисковым сцеплением. Подвеска зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах. Скорость до 40 км/ч, грузоподъёмность 5000 кг. У ЯГ-10 имелся двухступенчатый демультипликатор, задняя подвеска балансирная (тогда её называли «типа WD») скорость 45 км/ч, грузоподъёмность до 8000 кг. 1600 автомобилей ЯГ-6 начали войну, а ЯГ-10 было около 300.

Из трёхосных автомобилей в Красной Армии наибольшее распространение получили ГАЗ-ААА (читается «ГАЗ три А») и ЗИС-6. Первые трёхоски начали собирать у нас ещё в 1931 году, в Нижнем Новгороде. Это были собираемы из импортных комплектующих грузовики «Форд-Тимкен» и «Мэриленд». Но уже в 1934 году началось массовое производство ГАЗ-ААА, который был разработан, в свою очередь на базе ГАЗ-АА. НА нём устанавливался двигатель ГАЗ-АА (в последствии форсированный ГАЗ-ММ), был применён демультипликатор. Главная передача червячного типа. Задняя подвеска балансирная. Грузоподъёмность составляла 2000 кг по шоссе (по грунту 1500), максимальная скорость до 65 км/ч. Снаряжённая масса – 2475 кг. На его базе выпускали самоходные установки СУ-12.

В 1933 году конструкторами завода ЗИС был на базе ЗИС-5 разработан его трёхосный вариант. Который, в последствии пошёл в серию под наименованием ЗИС-6. Он имел балансирную заднюю подвеску с проходными мостами (т.е. соединённых карданными валами напрямую, без раздаточной коробки), усиленную раму, механический привод тормозов с вакуумным усилителем, двухступенчатый демультипликатор. Также был предусмотрен компрессор для накачки шин. Двигатель остался прежний, только объём радиатора увеличили на 9 литров (до 32 л) для интенсивного охлаждения тяжело нагруженного мотора. Всего их выпустили 21 239 штук. Замечу также, что на их базе выпускались первые реактивные установки БМ-13, более известные как «Катюши». Многие наши грузовики послужили базой для создания различных броневиков, зенитных самоходных установок и различных специальных машин.

В 1942 году начали производство полугусеничного грузовика-тягача ЗИС-42, а позже ЗИС-42М. Он имел двигатель ЗИС-5М с увеличенным объёмом радиатора. Вместо задней оси был применён гусеничный движитель. Благодаря этому, была значительно повышена проходимость автомобиля и увеличены тяговые свойства. Его часто использовали для буксировки артсистем. ЗИС-42М имел 85-ти сильный двигатель ЗИС-16. Максимальная скорость составляла 40 км/ч, грузоподъемность 2250 кг по шоссе и 1750 кг по грунту.

Советские автомобили времён Великой Отечественной войны, во многом, по сравнению с зарубежными аналогами, кажутся примитивными. Да, они уступали «иностранцам» в мощности двигателя, имели устаревший дизайн, минимум комфорта для водителя и многое другое. Но в то же время у них были огромные преимущества, столь важные для военного времени. Это конструктивная и технологическая простота, просто чудовищная ремонтопригодность. И ко всему этому, они ездили на самом низкокачественном топливе, чего не могли себе позволить другие машины, как союзников, так и фашистов. Многие подбитые ЗИСы и ГАЗы восстанавливались в ПРМ (полевые ремонтные мастерские) и РВБ (ремонтно-восстановительные батальоны).

Путь-дорожка, фронтовая…

Путь-дорожка, фронтовая…

Путь-дорожка, фронтовая…

Оставить комментарий