Пролистать
свежий номер

№ 10 (908)
1-15 июня
2016 г.

 

Меняем колесо в дороге

Опубликовано: 23.05.14

Казалось бы, замена колеса не представляет собой трудностей – был бы хоть маломальский опыт. Тем не менее, ошибки при этой операции могут навредить как автомобилю, так и его хозяину.
Пробить колесо летом на пустой дороге – классика жанра, так пусть же этот роман будет быстротечным и со счастливым концом. Достаточно иметь определенный набор и инструментов, ну и базовые знания о том, как строить дальнейший сюжет.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
Менять колесо допускается только на обочине. Если прокол произошел в разгар движения, плавно съезжайте на нее, не допуская резких торможений. Никогда не меняйте колесо в среднем или левом ряду: во-первых, вы подвергаете опасности свою жизнь и здоровье, во-вторых – создаете помехи для других участников движения. Лучше проехать, пусть и на спущенном колесе, несколько метров до обочины. Менять колесо надо на ровной площадке с твердой поверхностью.
Если приспущенное колесо обнаружено перед поездкой, попробуйте его накачать насосом. Если спускает медленно, а до шиномонтажной мастерской недалеко, лучше направиться туда (не пренебрегая мерами предосторожности). Если же до мастерской далеко, или колесо спускает быстро – ну что ж, меняем его самостоятельно.

ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ
Есть вещи, которые неспроста рекомендуется обязательно иметь в багажнике. Необходимый минимум для замены колеса: домкрат, подставка под домкрат (можно использовать дощечку), баллонный ключ под размер гаек (болтов) на колесах, насос с манометром, пара перчаток, противооткатные упоры (если их нет, то сгодятся и булыжники с обочины), и собственно запасное колесо.
И домкрат, и ключ должны быть достаточно прочными. К примеру, силуминовый порошковый ключ лучше заблаговременно заменить на стальной с длинной рукояткой.
Пригодится и банка технического аэрозоля WD-40: средство способно проникать в заржавевшие соединения, делая их более податливыми. При замене колеса, особенно когда его довольно долго не снимали, тяжело «свернуть» крепежные гайки, а WD-40 облегчает задачу.
Кстати, в дальней дороге всегда уместно иметь с собой комплект для ремонта колеса: резиновая заплатка, специальное шило и клей.

ПРОЦЕСС ПОШЕЛ
Конечно, смена колеса считается довольно простой операцией. Но о спорности этого факта свидетельствуют как травмы новичков, так и многочисленные повреждения автомобилей, нанесённые ими.
Во избежание осложнений, рассмотрим процесс поэтапно.
Итак, для автомобиля с механической коробкой передач включаем первую или заднюю передачу, в автомобиле же с автоматической коробкой передач переводим рычаг в режим Р. Ставим машину на ручной тормоз. Устанавливаем противооткатные упоры под колесо, расположенное по диагонали от подлежащего замене. Запасное колесо располагаем рядом, чтобы упростить себе жизнь во время самой замены. Заблаговременно решаем, куда складывать гайки, чтобы не растерять их.
Теперь немного откручиваем гайки того колеса, которое хотим поменять (потом будет легче откручивать их на весу). Нужно сделать только один оборот, максимум – полтора, ведь гайки должны всё ещё надежно придерживать колесо.
Теперь в ход идет домкрат. Подставка под него необходима для того, чтобы автомобиль не уходил в мягкий грунт. Поднимаем автомобиль домкратом (убедитесь, что образовавшаяся конструкция действительно стабильна!). Ни в коем случае не проверяйте отрыв колеса рукой – воспользуйтесь для этого баллонным ключом. При поднятии автомобиля домкратом, учитывайте, что запасное колесо будет выше.
Когда машина поднята, откручиваем повреждённое колесо полностью (за верхние гайки лучше браться в последнюю очередь). Снимая и укладывая колесо на землю, нельзя допускать, чтобы руки оказались между колесом и дорогой! Этого требуют элементарные меры безопасности.
Запаску, смиренно дожидавшуюся начала полноценной жизни, наконец устанавливаем на вакантное место. Наживляем болты, начиная с верхнего, затем закручиваем болты ключом до появления едва заметного усилия. Затягивая болты крепления колеса до характерного скрипа, важно помнить: для центровки колеса на ступице затяжка должна производиться крест на крест.
Для развития большего усилия можно нажимать на ключ ногой. К слову, не следует затягивать болты, применяя в качестве рычага длинную трубу – имеет место быть риск повреждения резьбы или шпильки ступицы.
Плавно опускаем автомобиль с домкрата и проверяем давление, а при необходимости подкачиваем колесо. Когда ниппель закручен, проверяем нет ли сейчас утечки воздуха. Если все хорошо, можно облегченно вздохнуть.
Собрав инструмент и сев за руль, первым делом лучше всего поискать шиномонтажную мастерскую для ремонта проколотого колеса. «Снаряд два раза в одну воронку не попадает» – скажет кто-то. Еще как попадает! Дабы не портить себе путешествие, лучше сразу залатать испорченное колесо и ни о чем не думать – запаска опять в багажнике, да и багаж полезных навыков обогатился определенного рода сноровкой.

Оставить комментарий