Пролистать
свежий номер

№ 10 (908)
1-15 июня
2016 г.

 

Автобезопасность: антиблокировочная система тормозов

Опубликовано: 26.02.14

В продолжение темы о системах безопасности автомобиля рассмотрим антиблокировочную систему тормозов или, по-другому, ABS. В отличие от ремней и подушек безопасности, которые считаются элементами пассивной безопасности, ABS относится к активным системам, так как она способна не просто защитить водителя в момент аварии, но и избежать самого ДТП.

Данная система устанавливается на многих современных автомобилях или предлагается как дополнительная опция. Поэтому найти машину с таким устройством безопасности особого труда не составит.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СИСТЕМА ABS?

Как вы понимаете из названия, антиблокировочная система тормозов должна предотвратить блокировку тормозной системы. Но в каких случаях это возможно? Для этого давайте рассмотрим самую распространенную причину блокировки.

Итак, многие начинающие водители (да и не только начинающие) уверены, что эффективнее и быстрее автомобиль затормозит в том случае, если нажимать педаль тормоза до самого упора и держать так ногу до полной остановки. Но это мнение – полный абсурд. Почему? А для ответа на этот вопрос надо вспомнить физику.

Итак, при таком торможении колеса машины однозначно блокируются и перестают крутиться, но машина от этого быстрее не остановится. Дело в том, что в этот момент, согласно закону физики, на колесо действует сила трения скольжения (колесо не крутится, а скользит по асфальту), которая всегда МЕНЬШЕ, чем сила трения покоя, которая действует на крутящиеся колеса (незаблокированные). Таким образом, при торможении «в пол» тормозной путь вашего авто будет значительно длиннее, чем если бы вы тормозили кратковременным нажатием на педаль.

Еще один негативный момент, к которому приводит блокировка колес, это потеря управляемости автомобилем. Даже на прямом участке его может занести, что уж говорить о таком торможении в поворотах.

Но даже если водители и знают, что так тормозить нельзя, в момент опасной ситуации нога рефлекторно давит на педаль до упора. Специально для таких случаев и создана система ABS, которая не даст колесам в этот момент заблокироваться.

КАК РАБОТАЕТ ABS?

Для того чтобы понять, как работает антиблокировочная система, нужно знать ее устройство. Итак, она состоит из следующих элементов: датчики ускорения/замедления, управляющие клапаны и блок управления.

Датчики устанавливаются на ступицы колес и по несколько раз в секунду анализируют скорость вращения колес. Если какое-либо из колес начинает крутиться медленнее других, что является признаком блокировки, датчик передает соответствующий сигнал блоку управления. Тот, в свою очередь, управляет клапанами так, что они уменьшают тормозное усилие, которое оказывается именно на это колесо. Соответственно, блокировки не происходит. А значит, сохраняется и полная управляемость автомобилем, и уменьшается тормозной путь. После того же, как скорость колеса равняется с остальными, тормозное усилие вновь восстанавливается.

В зависимости от вида системы, ABS может управлять сразу всеми колесами (одноканальная система), двумя колесами одновременно (двухканальная система) и отдельно каждым колесом (многоканальная система). В первом варианте система будет работать эффективно в том случае, если колеса имеют одинаковое сцепление с дорожным покрытием. Если же какое-то из колес попало на скользкое покрытие или вязкий грунт, то здесь лучше всего сработает многоканальная ABS.

Современные антиблокировочные системы тормозов могут включать в себя и дополнительные элементы безопасности: систему электронного контроля устойчивости автомобиля, противобуксовочную систему, систему помощи при экстренном торможении. К тому же, они, как правило, имеют функцию самодиагностики, которая в случае неисправности ABS отключает ее, а водителя информирует об этом включением лампочки на приборной панели.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ABS

Как мы уже говорили, эффективность работы системы ABS, безусловно, велика: она позволяет снизить тормозной путь и сохранить контроль над автомобилем во время экстренного торможения. Поэтому данная опция очень пригодится начинающим водителям, так как опытные водители могут контролировать процесс торможения и использовать прерывистый способ нажатия на педаль, что по своей эффективности чем-то похоже на одноканальную систему ABS.

Правда, есть все-таки случаи, когда антиблокировочная система может привести и к увеличению тормозного пути. Такое возможно при использовании летних шин зимой, когда не хватает качественного сцепления с дорогой, и при езде по рыхлой поверхности: мягкому грунту, песку, гравию, глубокому снегу. В последнем случае даже лучше, если колеса будут заблокированы – так автомобиль быстрее затормозит. А использование ABS, наоборот, увеличит его тормозной путь. Специально для езды по такой поверхности некоторые антиблокировочные системы снабжены функцией отключения, а другие имеют специальную программу, которая автоматически определяет тип поверхности или же его можно выбрать вручную.

В любом случае со своей основной функцией – избежать ДТП - антиблокировочная система тормозов справляется успешно, а это самое главное.

Оставить комментарий