Эксперты против отмены экзамена на автодромах

Эксперты против отмены экзамена на автодромах

Закончилось общественное обсуждение проекта по реформированию порядка приема экзаменов на водительское удостоверение. Большинство отзывов оказались отрицательными.

Напомним, что этот проект предусматривает отмену первого практического экзамена, который проводится на закрытых площадках или автодромах. Проверять наличие навыков управления транспортными средствами у кандидатов на получение прав предполагается сразу же на улицах. Площадки остаются только для приема экзаменов на мотоциклах, мопедах и квадроциклах. Способов приема у них экзаменов в городских условиях еще не разработано.

Такое предложение вызвано в том числе и тем, что у экзаменационных подразделений ГИБДД довольно часто нет своих экзаменационных площадок. Поэтому первый практический экзамен принимается, как правило, на площадках самих автошкол.
Некоторые чиновники считают, что если ГИБДД использует площадки автошкол, то таким образом создаются преференции для одних образовательных учреждений, и это плохо сказывается на конкуренции между ними. Но вряд ли это весомый аргумент для отмены целого экзамена.

Надо сказать, что последние изменения требований к экзаменам произошли в 2016 году. Тогда, чтобы соответсвовать этим требованиям, автошколам пришлось значительно вложиться в тоже оборудование площадок. Однако, если теперь от них откажутся, то получится, что все эти вложения были напрасными.

Как сообщила президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, итоги общественного обсуждения проекта показывают, что большинство образовательных организаций категорически против предлагаемых нововведений. Большой общественный резонанс также вызвала норма об аннулировании результатов экзамена.

Большинство экспертов высказали мнение о том, что при отмене экзамена на площадке есть риски резкого снижения качества подготовки водителей в целом, всплеска недобросовестной конкуренции, роста аварийности, роста необъективности оценки сдачи практического экзамена, утраты наработанной материальной базы для приема экзаменов.

Кроме того, большинство экспертов опасаются, что предлагаемый подход негативно скажется на работе добросовестных автошкол, выполнивших все требования действующего законодательства, а выгоду получат недобросовестные автошколы, которые никогда не имели площадок и автодромов.

Представители ГИБДД считают, что прием экзаменов не касается образовательного процесса, а поэтому не может повлиять на качество подготовки водителей в автошколах. Однако эксперты считают иначе. Тогда за один год количество автошкол увеличилось практически в два раза – с 6 до 11 тысяч. А сколько из них было теневых – и говорить не приходится. Поэтому косвенное влияние иногда может быть сильнее любой прямой нормы.

Напомним, что сейчас площадки – это некий сдерживающий фактор для появления мошеннических автошкол. Хотя зачастую такие автошколы обходят это требование, заключая фиктивные договоры аренды. Именно поэтому были подготовлены проекты приказов МВД о порядке выдаче заключений на соответствие учебно-материальной базы автошкол, а также на соответствие учебных программ. Вних была заложена формула расчета пропускной способности автодрома. Если автодром не позволял пропустить заявленное количество учеников, то заключение не должно было выдаваться. Однако эти проекты получили отрицательные отзывы, и приказами так и не стали.

Источник: «Российская газета»