Обзор роторной Mazda RX-8

Желание познакомиться с этим автомобилем у меня появилось сразу после его выхода в свет в 2003 году. Это и так была очень интересная машина, а уж ее роторный двигатель… Тогда даже ее марка-производитель не была столь популярна в России, как сейчас. Живьем этот автомобиль я впервые увидел летом этого года там, где меньше всего ожидал – во дворе собственного дома. Тогда мне подумалось, раз такие редкие машины разъезжают у нас по дворам, может и мне повезёт на ней прокатиться?

Обзор роторной Mazda RX-8

Данный экземпляр был куплен первым ее хозяином на родине, в Японии в 2003 году.

В начале 2008 ее купил москвич, покатался немного и продал третьему владельцу – Ильнуру. На момент покупки на одометре было 38 тысяч километров пробега. Однако, почти точно можно утверждать, что его показания были скручены. Так как вскоре после покупки мотор умер. У роторной Mazda RX-8, купленной в России такое обычно происходит после 100 тысяч, а у японок, питающихся более чистым высокооктановым топливом капитальный ремонт делают после 150 тысяч. Что бы вернуть машину в чувство Ильнуру пришлось везти ее в Москву в специальную мастерскую, занимающуюся ремонтом роторных двигателей. И скоро ей снова предстоит смена хозяина – и RX-8 Ильнуру очень нравится, мечта хозяина более мощная Toyota Supra, которую, к тому же, гораздо проще форсировать, в отличие от роторной машины.

Что же особенного в роторных двигателях? Как и поршневые, этот так же относится к ДВС, но в отличии от первого, где поршень возвратно поступательно перемещается в цилиндре, у РПД ротор движется внутри статора. Ротор – это своеобразный поршень, по форме отдаленно напоминающий треугольник, а статор – камера сгорания, похожая на овал. Вращение ротора задается двумя деталями – эксцентриковым валом и шестерней, зафиксированной на статоре двигателя. Вместе они заставляют ротор совершать сложное планетарное движение, при котором он обкатывает статор своими ребрами.

Одновременно происходит три разных такта. Две свечи необходимы, чтобы «прожечь» длинную камеру сгорания и срабатывают последовательно. Полный четырехтактный цикл происходит за 120 градусов поворота ротора, и за это время эксцентриковый вал делает один оборот, а не два, как на обычных поршневых «четырехтактниках». Поэтому двухсекционный РПД Mazda RX-8 объёмом 1,3 литра эквивалентен поршневой «шестёрке» объемом 2,6 литра. Развиваемая им мощность – 240 лошадей без всякого наддува.

Плюсы таких моторов в малом весе и размерах, что позволяет их легче компоновать в моторном отсеке. Для спортивных машин, у которых на двигатель приходится до трети массы всего автомобиля и его расположение во многом определяет центр тяжести это особенно важно. Как тут не вспомнить, что в 1991 году в суточном марафоне Ле-Ман выиграл спорт прототип Мазда 787В с четырёхсекционным РПД. Минусы роторных силовых установок – сложность конструкции и как следствие проблемы с надёжностью, дорогое обслуживание, в том числе дорогие запчасти. Владелец признается, что автозапчасти для Jeep Wrangler в его городе было проще найти. Плюс ко всему выхлоп у роторной Mazda RX-8 далек от идеального по экологически меркам.

В том же 2003 году мотор Renesis, установленный на Mazda RX-8 победил в международном конкурсе «Двигатель года» в главной одноименной номинации.

Ну, а теперь, когда мы прояснили историю и родословную этого двигателя обратим свой взор к самой машине.

Mazda RX-8 представляет из себя спортивное четырехместное четырех дверное купе! Да-да, именно так, четырех дверное. Причем, в отличие от Mersedes CLS, где этот термин за уши к седану притянули маркетологи, это настоящее купе. Передние двери обычные, а задние, коротенькие открываются против хода.

Обзор роторной Mazda RX-8

Причем, между ними нет центральной стойки! Из-за этого вход-выход на заднее место гораздо удобнее, чем во многих седанах!

Сама машина низкая, посадка и дорожный просвет, разумеется, тоже. Бордюр для неё, как шлагбаум. Внутри салон во многом напоминает МХ-5. Такой же «плотно облегающий» водителя и переднего пассажира. С похожим кругляшом в центральной консоли. С МХ-5 у RX-8 есть одна очень важная схожая особенность – это два единственных заднеприводных авто в производственной линейке Мазды. Мазда и тут смогла выделиться среди всех других производителей. Кто ещё, кроме неё делает и передне и заднеприводные машины?

Заводим мотор. Первые впечатления – сильные вибрации по кузову и на органах управления. Заметно это и снаружи. Передний номерной знак так дрожит, что гляди отвалится, так что время от времени хозяину приходится пристегивать его обратно с отсоединившихся клипс. Даже стоя на месте, двигатель снаружи издает необычное звучание, четкий рокот, причем иногда в гамме его звуков появляется отчетливо слышимый свист. А вот в салоне в это время тихо, и кроме вибраций ничего необычного. Трогаемся, вибрации исчезают и тихонько катясь по городу о необычном моторе вообще ничто не напоминает. Мы выбранились наконец-то на трассу, появился простор и можно уже дать волю пламенному мотору.

Разгон на Mazda RX-8 – нечто незабываемое, особенно на не очень ровной дороге. При наборе скорости машина начинает «волноваться», толчки на кузов, хоть и приходят смягченными, но все равно очень ощутимы. Хотя раскачка не носит пугающего характера – продольной нет совсем и лишь немного поперечной и диагональной. В совокупности с низкой посадкой это добавляет толику остроты. Второй фактор – никудышная изоляция колесных арок – ты не только чувствуешь неровности и стыки, но и слышишь их. Ну, а первую скрипку в ощущениях от разгона играет, конечно же, Renesis! И даже не столько ускорение, хотя его слабым никак не назовешь, сколько звук. Его сложно описать, но больше всего он похож на авиационную турбину. Сначала при разгоне появляется шелест шин, потом жесткий и сочный рык, потом звук раскручивающейся «авиационной» турбины, а поскольку мотор оборотистый, крутится до 9 тысяч, «турбина» все набирает и набирает обороты тогда, когда уже кажется, давно пора сменить передачу. Отсечка, переход вверх, и праздник ликования раскручивающегося ротора вновь продолжается! А если «наверху» отпустить педаль, то рокот стихает, звук «турбины» исчезает и появляется отчетливо слышимый свист! Машина, словно живая, ты ощущаешь ее всеми органами чувств! Снова газ, и под авиационные звуки и заметную болтанку на паршивой дороге машина делает рывок вперёд!

По правде, если говорить только о динамике, по спортивным меркам она не такая уж и сильная. Та же Mazda 3 MPS, хоть и мощнее всего на 20 лошадок, по ощущениям на порядок динамичнее. Ведь ее моментный турбомотор начинает «валить» уже с трех тысяч, а этот раскрывается только после шести. Его постоянно надо крутить. Хоть в MPS и ощутимо вдавливает в спинки кресел, она никогда не сможет подарить при разгоне тех ощущений что роторная Mazda RX-8.

Обзор роторной Mazda RX-8

Красавица, эта, надо сказать, ещё и весьма капризна в обслуживании.

Бензин только 98-ой. Каждые 5 тысяч надо менять фильтр и масло. Порядка 4,5 литров, и потом, через каждую тысячу доливать снова 200-500 грамм. Свечи надо менять через 10 тысяч. А ещё, для лучшей работы двигателя в топливо производитель рекомендует заливать специальное двухтактное масло, в особом соотношении с топливом.

Подводя итог, я не постесняюсь сказать, что это настоящий, чистокровный, породистый суперкар. Даже не глядя на просто хорошую динамику, сложности в обслуживании и эксплуатации она стоит того. Ведь у неё есть все, что полагается суперкару – высокие технологии, славные предки, громкие победы, харизма и, конечно же, необычайная красота.

[ad#01-main]

2 комментария
  1. А реально ли скоро выйдет RX-9? Кто нибудь что-то слышал?

  2. Спасибо за обзор!

    RX-9 в 2013 г.! А мож и в 2012 г.! :-)

Комментирование закрыто.